[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Учимся озвучивать правильно
sad_kitДата: Пятница, 13.03.2009, 15:20 | Сообщение # 1
Сказочник
Anything group
Сообщений: 398
Награды: 0
Вообще-то в последствии не плохо было бы это в отдельный форум выделить. Но пока возьму на себя смелость открыть это как обычную тему. Дальше будем опираться на мнение читателей ;)

Добавлено (13.03.2009, 15:20)
---------------------------------------------
Много полезного написано в этом руководстве теми, для кого озвучивание это не хобби, а профессия!

Кружок "Юный озвучальщег", или учимся озвучивать правильно

руководство

Нам часто пишуд люди, которые на волне моды на озвучивание всего подряд, решают, что им тоже можно, потому что "все говорят, что голос хороший", "у меня желания хоть отбавляй", "возьмите озвучивать" и тому подобное.

Демонстрируют же они материал, после прослушивания которого хочется рыдать горючими слезами. Иногда поражаясь потрясающему самомнению респондента, но все чаще последнее время (что не может не радовать) из-за того, что ребята с большим потенциалом просто не умеют свой потенциал реализовывать. Это и понятно, делать любое дело хорошо нужно учиться - но мало кто пойдет ради хобби, например, несколько лет учиться актерскому мастерству, или на дорогие курсы постановки речи.

Хорошие новости: абсолютно все начинающие озвучальщики допускают одни и те же ошибки. И если потенциал есть - его можно развить правильной практикой за вменяемое время.

Итак, начнем с постановки задачи. Наша задача: за полтора-два месяца научиться работать с голосом и речью, для того, чтобы делать качественную любительскую закадровую озвучку художественного кино.

В задачу этой заметки не входит обучение основам звукозаписи, рекомендации по "железу", и тому подобное. Этому учатся отдельно.

Поехали.

Во-первых. Дикция.

Дикция. Слоги должны выговариваться, слова должны выговариваться. Еще раз, для тех кто плохо воспринимает — ДОЛЖНЫ ВЫГОВАРИВАТЬСЯ ВСЕ СЛОВА! Четко! Каждое слово должно быть слышно и понятно.

- ээй, ког хрн ты тут деаешь..
- я прс…
- а нка убрся вон

Cкорее всего, первые опыты будут звучать примерно так. Понять это на слух еще сложнее, чем прочитать. Подобное порно получается из-за того, что вы совершенно не представляете, как звучите со стороны, слушаете не себя, а свой внутренний голос (который, понятно, текст знает и автоматически "восполняет" пробелы), и в результате говорите слишком быстро, срезаете половину гласных и согласных звуков.

На что обратить внимание: то как слышат вас другие люди - совсем не то, как слышите себя вы сами. То есть это настолько разные вещи, что оторопь берет. В записи вы будете звучать так же, как со стороны. Учитесь понимать разницу между записью и обычным разговором, где можно невнятную речь восполнить маханием руками.

Дикция прямо связана с артикуляцией (движениями губ, языка, челюсти при произнесении слов). Правильная четкая артикуляция - категорическое требование.

НЕ СТИСКИВАЙТЕ ЗУБЫ!

Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Челюсть должна работать. Губы должны работать. Если зубы стиснуты - раскрыть гортань для резонанса почти невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции. Если вы посмотрите на хористов во время пения, то заметите, что можно "увидеть", а не только услышать слова.

Часто же у собеседника можно наблюдать прямо противоположную картину: губы и язык почти не шевелятся. Если вас часто переспрашивают - это ваш случай.

Не бойтесь раскрывать рот! Раскрывать рот - нормально! Шевелить губами - тоже нормально! Работать языком так вообще необходимо!

Практика: скороговорки. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла полное собрание сочинений Бонч-Бруевича. Ну и так далее. Задача - проговорить скороговорку без запинок. Практиковаться постоянно.

Периодически тренируйтесь перед зеркалом, наблюдая за своей артикуляцией. То, что вы говорите, должно быть без особых проблем понятно даже без звука, исключительно при "чтении по губам".

[spoiler="Список скороговорок:"]
Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
В Чите течет Читинка.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надоел кукушоноку капюшон: как в капюшоне он смешон.
От топора копыт пыль по полю летит.
Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
Добыл боболь бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
В один, Клим, клин колоти.
Купи кипу пик.
Купи кипу пуха.
Стоит копна с подприкопеночком.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
Хвалю Халву.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
У нас гость унес трость.
Дробью по перепелам, да по тетеревам.
Клара — краля кралась к Ларе.
На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
Талер тарелка стоит.
Идти на рать, так бердыш брать.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Город Нерль на Нерли реке.
А мне не до домогания.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
У сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
Свиристель свиристит свиристелью.
По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Около колодца кольцо не найдется.
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
Яшма в замше замшела.
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

[/spoiler]

Во-вторых. Дыхание.

Дыхание - это основа звучания голоса. Мало-мальски нормально управлять своим голосом принципиально невозможно без правильного дыхания. Если вы дышите правильно - вам обеспечен достаточный запас звукового давления, вы сможете сосредоточиться на интонировании и произносить длинные фразы ровно, четко и без каких-либо проблем - с любой разумной скоростью.

В качестве примера вдохните, и попробуйте произнести предыдущую фразу на одном выдохе, не вдыхая второй раз. Сложно? Если у вас поставлено дыхание - то и произнесение всего предыдущего абзаца на одном вдохе не должно стать для вас проблемой.

О дыхании подробнее

Обеспечивает правильное дыхание диафрагма — куполообразная мускульная преграда между грудной и брюшной полостью. Основная функция диафрагмы - при своем сокращении способствовать увеличению грудной полости в вертикальном направлении и, соответственно, вдоху. Мышцы брюшного пресса во время дыхательных движений противостоят диафрагме, и опускание ее возможно только при их расслаблении, хотя бы частичном. В свою очередь напряжение мышц брюшного пресса вызывает смещение диафрагмы вверх, если она расслаблена (что и происходит при выдохе).

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Эти три типа дыхания также называются "верхнее", "среднее" и "нижнее" - соответственно.

Дыхание диафрагмой менее утомительно и создает благоприятные условия для голоса. При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются. Для голоса лучше всего комбинированное нижнее-среднее дыхание, которое также называют "фонационным".

Большинство людей дышит именно поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Чтобы понять, что имеется в виду, проделайте следующее упражнение. Сядьте прямо, но не выпячивая ни грудь, ни спину. Начинайте вдох животом - следите за грудной клеткой, она должна оставаться неподвижной. Когда в животе перестанет хватать места, доберите остаток грудной клеткой. Задержите дыхание, слегка напрягите косые мышцы живота - при этом вы сможете почувствовать внутри объем воздуха. Положите руку на солнечное сплетение. Начинайте выдыхать на низком звуке "О-о-о", используя только мышцы живота. При некоторой практике вы заметите, что регулируя напряжение этих мышц, вы можете управлять тем, как звучит ваш голос.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом числе упражнений, которые дают результат при регулярных занятиях. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов правильного дыхания и голосоведения. Проще говоря, попрактиковавшись, вы больше не сможете дышать иначе, как правильно :)

Практика:

http://www.distedu.ru/mirror....dyh.htm - «Техника речи» — дыхание - упражнения.

В-третьих. Интонирование.

Прежде всего, давайте разделим интонирование условно на две категории: игровое интонирование, и логическое интонирование. Игровое интонирование - попытка скопировать игру актеров. Логическое интонирование - когда вопрос звучит как вопрос, утверждение - как утверждение, а сложносочиненные и сложноподчиненные предложения звучат сообразно расставленным запятым.

Так вот далее под просто интонированием будет подразумеваться именно игровое интонирование. То бишь - кривляние. Логическое интонирование тренируйте сами, если прогуливали в школе уроки чтения. Читайте классиков по ролям. :)

Так вот.

Возможно, вам перед микрофоном покажется, что вы офигенно точно попадаете в интонации — увы, это не так. С 99% вероятностью. Когда вы пишете закадр — уровень того, как сильно вы интонируете, то бишь — кривляетесь, должен быть минимальным. То есть составлять процентов 20-30 от оригинала. Давайте все-таки смиримся с тем, что они — профессиональные актеры, вы же — нет.

Важное замечание: следите за текстом, который читаете. «Ээээ», «ааа», «ага» и прочего мычания быть не должно. "ЭЭ", "мууу", "ай", "ыыы" - оставьте актерам. А вместо «ага» говорите «да».

На первых порах оставим интонирование, игру и прочее актерам, сосредоточившись на технике речи. Вам нужно нащупать золотую середину: вы не должны звучать как робот Вертер, но укуренный клоун - другая крайность.

Практика: читать с выражением. Что угодно, хоть большую советскую энциклопедию — хотя художественная литература, конечно, лучше. Но желательно делать это в микрофон (чтобы слышать себя "со стороны"), и следить за переигрыванием. Текст должен звучать ровно, четко и спокойно, без взвизгиваний, завываний и пауз на середине фразы (потому что дыхания не хватило). Старайтесь дышать правильно. Попробуйте представить себя диктором на радио. Ваша задача — донести информацию максимально комфортно для слушателя. Чтобы слушатель воспринимал текст, а не вас.

Развитое чувство меры здесь окажется солидным подспорьем.

Результат будет заметен уже через несколько дней практики.

В четвертых. Слушаем себя, учимся у профессионалов

УЧИМСЯ СЕБЯ СЛУШАТЬ! Если мы не слышим косяков — мы не можем их исправить, потому что не понимаем, что конкретно исправлять. Здесь придется включить максимальный уровень критицизма (не путать с кретинизмом). То бишь изначально принять за отправную точку, что сейчас вы звучите говенно. И получается у вас говно редкостной говенности, которое и показывать-то стыдно, и нужно стереть немедленно, чтобы не позориться.

Когда у вас при таком уровне критицизма получится нечто, по поводу чего вы подумаете "ага, вроде не такое уж и говно получилось" - дайте послушать ваше творение старшим товарищам. Внимательно выслушайте ушат критики. И идите тренироваться дальше.

Тренироваться, при наличии таланта, придется недолго: месяца два-три.

Практика: берем любой фильм, озвученный в закадре проф. актерами (на всякий случай: закадр - когда слышна оригинальная английская дорожка, дубляж - когда ее не слышно; дубляж вам НЕ НУЖЕН, и даже вреден: там совершенно другой подход к игровому интонированию). Желательно — хорошо озвученный. И стараемся в точности повторить то, что слышим. Берем небольшой кусок минут на 5 - это важно! - и пишем. Пишем, сравниваем, снова пишем, пока не будет хотя бы немного похоже. Идеально — до победного, полного совпадения, интонационного и т.п. На практике, понятно, бесконечное повторение одного и того же куска надоедает, и "замыливает" уши.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

На всякий случай поясню, почему тренироваться надо по небольшим кускам, если это не очевидно. Отработав один фрагмент несколько раз, вы запоминаете нюансы интонаций актеров, фразы вам уже знакомы (правильно интонировать логически "сходу" получаться не будет), и вы постепенно сможете сосредоточиться только на отработке техники. А это от вас и требуется на данный момент: практиковать технику речи, а не факт произнесения слов.

В пятых. Звукозапись

Учимся себя записывать!

Многие начинающие озвучальщеги не сильно заморачиваются процессом. Садятся и чешут подряд, типа так и надо. Мы не на стадионе и не комментируем футбольный матч. Роскошь записывать себя "сходу", большими блоками без ошибок могут позволить себе только те, у кого уже есть более-менее солидный опыт: у них это попросту получается. А у вас - нет. Это значит - забыть про "сходу" до достижения определенного уровня. До этого момента - пишем ПО ФРАЗАМ!!! и ТОЛЬКО по фразам!!! Как бы ни был велик соблазн и лень набубнить текст - если вы хотите быстрее добиться удовлетворительных результатов, ПИШИТЕ ПО ФРАЗАМ!

Практика: произнесли фразу - записали - отслушали. Не понравилось - тут же перезаписали еще раз. И еще раз. И еще раз. И еще. Пока не получится адекватно. Адекватно - это все слова произнесены, нет мычания, логическое интонирование на месте (вопрос звучит как вопрос, утверждение - как утверждение, удивление - как удивление, и т.п.), без переигрывания, без блатняка, без гундоса. Но опять же, знайте меру - не надо на первых порах гнаться за совершенством, иначе будете писать одну фразу вечно.

Самое главное здесь - не лениться. Пусть сначала запись сорока минут материала будет занимать два, три вечера. Зато толку от этого будет несоизмеримо больше, чем тупо набубнить серию за пару часов абы как.

Резюме

Если начали - НЕ БРОСАЙТЕ ТРЕНИРОВКИ! Даже недельный перерыв в практике отбросит вас далеко назад.

Полезные материалы:
http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/05.htm - «Техника речи», все подпункты - дыхание, голос, дикция. Набор полезных упражнений.

--
novafilm.tv © 2007 by btf


Сообщение отредактировал(а) sad_kit - Понедельник, 16.03.2009, 07:45
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Anything group 2007-2012г.